Добро пожаловать на сайт poznayki.ru!
Меню навигации
Смелый лосёнок

Автор: Артюхова Нина Михайловна

Рассказ Смелый лосёнок


— Мама, мне нужно купить портфель и школьную форму.
— Рано тебе еще думать об этом, Андрюша.
— Нет, не рано. Первого сентября я пойду в школу вместе с Женей. Мама пожала плечами, бабушка вздохнула. А папа сказал, улыбаясь:
— Первого сентября будущего года, сынок. С формой придется подождать, еще вырастешь за год, а портфель можно приобрести заранее.
— Нет, я пойду в школу в этом году!
— Да ведь в нашей школе с семи лет принимают. А тебе только шесть недавно исполнилось! У нас же нет нулевого класса!
— Я не хочу в нулевой, я хочу в первый! У Жени в классе есть девочка, она пошла в школу, когда ей было шесть с половиной лет. Отличница.
— Если тебе так хочется, — сказала бабушка, — можно будет узнать в школе. Принимали ведь прежде с восьми лет, потом с семи…
— Вот, вот, — докончил Андрюша, — потом с шести, потом будут с пяти принимать. Акселерация.
— Что, что? — засмеялась бабушка.
    Папа спросил:
— А ты знаешь, что такое акселерация?
— Знаю. Это когда мы, дети, становимся умнее и выше, чем были наши… — он запнулся, посмотрел на отца и закончил так: — чем были наши предки в нашем возрасте!
    Теперь смеялись все — кроме Андрюши.
— Хорошо, — сказала бабушка, — завтра зайду в школу, узнаю. Жалко, что Женя наш еще не скоро из лагеря приедет. Он бы, конечно, все быстрее и лучше узнал. Акселерация!
    Андрюша долго не мог заснуть.
    …Если примут — буду ходить в школу вместе с Женей. И летом в пионерский лагерь поеду вместе с Женей. Ведь бывают же там младшие группы…
    Прощаясь с братом перед отъездом в лагерь, Женя шепнул:
— Ну что ж, поговори с родителями, может быть, и согласятся. Родители вроде согласились, но что будет в школе?
    В школе бабушке сказали: принимают и тех, кому еще не исполнилось семи лет. Но… нужно побеседовать с ребенком. Читать и писать умеет, но здесь важно еще общее развитие. И просто — может ли такой малыш просидеть сорок пять минут на уроке и быть внимательным.
    Заявление нужно подать не откладывая, а то в первых классах уже не будет места.
    Вечером папа стал писать заявление. Мама спросила:
— Ну, а беседовать с ним будут при родителях?
— Это, сказали, как хотите.
— И где: в кабинете директора? В учительской?
— Нет, просто в классе. Можно прийти послезавтра, часов в десять. Очень милая учительница, молоденькая. Людмила Алексеевна.
— Хорошо, — сказала мама, возьму отгул, и пойдем с тобой, Андрюша… Ты что так смотришь? Или уже расхотелось?
— Мама!.. А можно… лучше один буду… беседовать?
    Папа кивнул одобрительно.
— Думаешь, когда один пойдешь, постарше будешь казаться, посолиднее? Можно и так. Леночка, не бери отгул.
— Все-таки в школу вместе с бабушкой, — решила мама, — бабушка подаст заявление, а беседовать с учительницей будешь самостоятельно, как настоящий школьник.
— Бабушка, а мама в этой школе тоже с первого класса училась?
— С четвертого. Мы как раз в тот год сюда переехали.
    Убегая на работу, мама крепко поцеловала Андрюшу.
— Вот и еще один сынок в мою школу потопает!
    Теперь Андрюша топал рядом с бабушкой… И школа была совсем близко. Но… не придется ли топать обратно, не скажут ли: маловат, не хватает общего развития… А что такое общее развитие?.. Эх, нужно было заговорить об этом раньше, когда Женя был в Москве! Пришел бы с Женей прямо в кабинет директора…
— Это мой брат Андрей, — сказал бы Женя, — примите его в школу, пожалуйста. — Директор вызвал бы сейчас же Людмилу Алексеевну: — Это брат Жени Смирнова, примите его в первый класс. — Потому что Женю в школе, конечно, знают все и поверят ему, что Андрюша сумеет просидеть сорок пять минут на уроке, не шелохнувшись.
— Бабушка, а помнишь, ты рассказывала, как лоси в нашу школу приходили? Они через эту загородку перепрыгнули?
— Нет, забор был тогда гораздо выше, но такой же сквозистый, все было видно… А деревья были тогда совсем маленькие, тоненькие.
— Значит, лоси через ворота? Бабушка, как же они не побоялись? Такие большие дома, столько машин!.. И откуда они пришли?
— Видишь ли, домов было тогда гораздо меньше. Совсем новый район. Когда мы сюда приехали, за школой, за тем красным домом только строить начинали.
    А вон там, слева, настоящая деревня была. Но, конечно, увидеть лосей и на окраине Москвы — это было событие.
— Ч. П.? — спросил Андрюша.
— Вот, вот, чрезвычайное происшествие.
    Почему Андрюша вспомнил об этом? Бабушка задумалась. Ч. П.? Да, конечно. Давно это было. Леночка в шестом или в седьмом классе училась. Занятия в школе уже кончились, утром просто гулять пошла. И вдруг прибегает:
— У нас в школе лоси!
    Торопит:
— Скорее, скорее иди посмотри! Говорят, они ночью…
    Уже издали было видно, что весь забор, окружающий школьный двор, облеплен и даже обвешан любопытными. Ворота заперты, школьный двор совсем пустой, только молчаливая толпа на лестнице перед дверью. Тут же два мотоцикла с колясками и четыре милиционера. А среди молоденьких тонких лип и ясеней, пощипывая свежие, ярко-зеленые листья, спокойно ходят лось, лосиха и лосенок — уже не маленький, с рожками, но еще не совсем взрослый. Про человека сказали бы: среднего школьного возраста. Где-то за домами шумят троллейбусы и грузовики, а здесь кусочек леса, кусочек сказки на московском дворе.
    Налюбовавшись на лосей, Леночка убежала — торопилась в кино. Убегая посоветовала:
— Мама, а ты пройди во двор, через калитку можно. Там очень интересно!
    Ну что же, если можно и так интересно, почему не войти? Осторожно открыла калитку, задвинула опять щеколду, прошла через двор к широкой лестнице у двери в школу к молчаливой восторженной толпе. Лоси, казалось, не обращали на людей никакого внимания. Спросила у милиционера:
— Что же вы будете делать?
— Ничего не будем делать, ответил он с готовностью, — дождемся ночи и проводим их к лесу.
    Жалко было уходить, но… обед еще не начинала готовить и хлеба нужно купить… Опять осторожно заперла калитку, пошла в булочную. На обратном пути захотелось еще раз взглянуть на лесных пришельцев. Завернула за угол, школа ведь совсем близко. И вдруг — испуганные крики, топот, смех… Что случилось?.. Молодой лось несется навстречу по узкому проезду между двумя большими домами. А за ним, растянувшись треугольником, толпа, гудящая, восторженная. Самые быстрые острым углом впереди, а сзади толпа все шире, шире… Сбоку, осторожно стараясь обогнать толпу, два милиционера на мотоцикле с коляской.
    Как он убежал, этот молодой безумец? Перепрыгнул через забор? Слишком высоко. Или раскрылись случайно ворота? Или вышиб калитку своими молодыми рожками? И зачем убежал? Хотел доказать свою самостоятельность? Захочу, мол, и погуляю без папы и без мамы в этом большом незнакомом городе.
    Бедняга! Теперь-то он, конечно, испугался, но поздно, нельзя остановиться! Галопом скачет прямо к Ломоносовскому проспекту, а там машины, трамваи, такое движение… Задавят же тебя, назад!
    Заскрежетал, останавливаясь, трамвай. Бледное лицо вожатого за стеклом окна. Испуганно тормозят шоферы. Лось, а за ним толпа болельщиков пересекли широкий проспект и скрылись по ту сторону между двумя высокими домами.
    Очень жалко было неосторожного лосенка. Даже если не задавят, просто сердце может не выдержать.
    А на следующий день прочитали в газетах короткую заметку: «Лоси в Москве». В ней сообщалось, что приходили в город три лося и ушли благополучно в свои родные леса.
    «…Почему Андрюша вдруг вспомнил об этом чрезвычайном происшествии? — думала бабушка. Может быть, ему, как тому отважному лосенку, страшно стало?»
    За воротами липы и ясени, высокие, пышные, верхушками теперь до третьего этажа достают… Во дворе и на лестнице — никого. И школа, кажется, совсем пустая.
    Да, Андрюше было уже страшно. Ему и раньше приходилось заглядывать в школу, когда провожал брата. Но школа была наполнена жизнью. Мальчики и девочки, большие и маленькие, окликая друг друга, разговаривая, широким потоком как бы вливались в школьную дверь, спешили к вешалке… Женю, как всегда, встречали дружескими улыбками.
— Что, Женя, брата в школу привел? Какой он у тебя молодец! Тоже к нам, в четвертый «А»?
— Что ты, что ты! Андрюша в седьмом «Б» учится, разве не знаешь?
    Они шутили и смеялись, но это было не обидно. Андрюша знал: Жениного брата никто не мог обидеть. Женю любили все. Не могли не любить.
    А сейчас… совсем пустая школа. Просторно и тихо. Только за маленьким столиком напротив двери сидит женщина. Учительница?
    Это она будет беседовать?
    Бабушка что-то спросила у нее.
— Пожалуйста, пройдите сюда.
    Они стали подниматься на второй этаж. И как-то совсем нечаянно — бабушка взяла Андрюшу за руку. А им навстречу уже спешила молодая учительница, приветливо улыбаясь.
— Вы ко мне?
    В просторном светлом коридоре никого нет. Тишина. А может быть, за этими закрытыми дверями экзамены сдают старшеклассники?
    Одна дверь была приоткрыта. Людмила Алексеевна заглянула…
— Зайдемте сюда.
    Бабушка не знала, как ей быть. Ведь Андрюша беседовать хотел один. Сказать — Ну, иди, милый, а я подожду в коридоре?.. Она отпустила Андрюшину руку. Андрюша смотрел на нее, это был только взгляд. Но бабушка поняла. Ни о чем не спрашивая, она тоже вошла и села на одну из дальних парт. А парты были большие, солидные, — не первоклашки в этом классе учились.
    Людмила Алексеевна сказала кому-то:
— Мы вам не помешаем?
— Нет, нет, нисколько!
    В стороне у окна сидел Павел Петрович, учитель математики в старших классах. Седой, худощавый, высокий — едва за этой большой партой помещался. Он перебирал какие-то бумаги в своем портфеле и записывал что-то в блокнот… Ребята говорили про него: очень строгий.
    Бабушке стало еще тревожнее.
    Андрюша ловко вскарабкался на высокую скамью и положил перед собой старый Женин букварь и две тетради — в линейку и в клетку. Учительница села напротив за столом, одобрительно посмотрела на тетради и на авторучку, которую Андрюша вынул из кармана и тоже положил перед собой.
— Ну вот, — начала она, — давай познакомимся. Меня зовут Людмила Алексеевна. А тебя как?
— Андрей Смирнов, — отчеканил Андрюша. — Отчество нужно?
— Не надо, — чуть улыбнувшись, ответила Людмила Алексеевна.
    Бабушка заметила, что Павел Петрович, почти не поворачивая головы, посмотрел на Андрюшу и, кажется, стал с интересом прислушиваться.
    Андрюше показалось странным, что учительница не спросила его: — Ты брат Жени Смирнова из четвертого «А»? — Неужели не знает Жени?.. Может быть, новенькая, только недавно стала работать в нашей школе?
— Сколько тебе лет? — Когда твой день рождения?
    Андрюша отвечал четко, не громко, но и не тихо.
— Вот видишь, рановато тебе еще в этом году в школу идти.
    У Жени в классе есть девочка. Ей было шесть с половиной лет, когда она в школу пошла. Отличница.
— Читать и писать умеешь?
    Андрюша, раскрыв наудачу, бойко прочитал страницу из букваря.
— Напиши что-нибудь.
    Написал очень аккуратно: папа, мама, бабушка, Женя. Это по линейкам, а в другой тетради, в клеточку, — длинный ряд цифр. На тридцати пяти Людмила Алексеевна остановила его.
— Ну, а сколько будет пять и пять?
    Вопросы следовали один за другим. Андрюша отвечал. Бабушка чувствовала: он уже успокоился, не боится больше, уверен в себе. И сама начала успокаиваться.
— А вот теперь, сказала Людмила Андреевна, — реши такую задачу: у тебя три яблока, одно ты дал своей сестре. Сколько у тебя осталось?
    Андрюша не ответил. Он молча и удивленно смотрел на учительницу. Бабушка тоже удивилась. В чем дело? Почему он покраснел, сидит насупившись? Учительница тоже недоумевала.
— Ну, как? Совсем не трудная задача: у тебя три яблока. Одно ты дал своей сестре…
    Павел Петрович тоже весь как-то насторожился, даже голову повернул, смотрел с любопытством.
    Людмила Алексеевна была явно огорчена.
— Ну, как же, Андрюша?.. Три яблока… Одно ты дал сестре.
    Она хотела помочь Андрюше и не знала, как это сделать. Так хорошо отвечал на все вопросы. И общее развитие…
— Одно яблоко ты дал сестре… — повторила она.
— У меня нет сестры, выговорил наконец Андрюша.
    И все вздохнули с облегчением бабушка, Людмила Алексеевна и седой учитель, сидевший у окна.
— Хорошо, — стараясь не улыбаться, сказала Людмила Алексеевна, — ты тут написал «Женя» и про девочку у Жени в классе говорил, я подумала, что Женя твоя сестра.
— Женя — мой брат, — гордо ответил Андрюша, — Женя Смирнов.
— Хорошо, тогда скажем так: у тебя три яблока, одно ты дал своему брату. Сколько у тебя осталось?
    И опять Андрюша не ответил. Это было совсем странно. Бабушка еле сдерживалась, ей хотелось как-то подтолкнуть, расшевелить его.
— Одно яблоко ты дал брату, — уже почти с отчаянием начала опять Людмила Алексеевна.
— Как же я могу, — с негодованием, с обидой проговорил наконец Андрюша, как же я могу Жене дать одно яблоко, а себе оставить два! Никогда я так не сделаю!
    Теперь улыбались все, уже не скрывая улыбок.
— А как бы ты сделал, Андрюша?
— Одно дал бы Жене, другое себе, а третье мы разделим пополам!
    Людмила Алексеевна и бабушка засмеялись. А высокий седой учитель, который преподавал математику в старших классах, подошел к Людмиле Алексеевне и сказал очень серьезно:
— Я считаю, что этого парня надо принять в первый класс. Семи лет еще нет, а уже умеет решать задачи на дроби!



Похожие рассказы


Народная мудрость

Не делай другому того, чего не желаешь себе.

Интересный факт

Каждый год от укусов пчёл погибает людей больше, чем от укусов змей.

Сохранить место где я читал(а)
печать
Печать
ошибка в текстеНашли ошибку?
Ctrl/Cmd + Enter
 

Сообщение об ошибке отправлено