Померли бедняки-родители и оставили сиротой единственного сыночка.
Узнал об этом один скряга-хуторянин и приехал нанимать его в пастухи — думал сторговаться подешевле.
— Какую ты плату хочешь? — спросил хозяин сироту.
Паренек поглядел на хозяина, подумал-подумал и отвечает:
— Позволишь в конце года дать тебе щелчка в лоб — другой платы мне не надо.
— Ладно, — согласился хозяин.
Привез он сироту домой и перед женой похвалился, мол, дарового работника нашел. Паренек хорошо работал, хозяев слушался, с соседями в ладу жил.
Однажды осенью созвал хозяин соседей на помощь — быка резать. Животина преогромная — не повалить его мужикам. Пастух глядел-глядел, подошел к ним и говорит:
— Пустите меня, я один свалю его и прирежу.
— Уж так ты его с одного раза и свалишь! — смеялись мужики.
Пастух, не говоря ни слова, подошел к быку, погладил его, зашел спереди, да как даст ему щелчка в лоб.
Бык грохнулся наземь и ноги протянул, а пастух взял нож и шутя прирезал его.
Люди только глаза вытаращили, на пастуха уставились.
Хозяин, видя это, изрядно встревожился; напугал его этот щелчок, и стал он думать, как бы ему от пастуха отделаться. Однажды утром и говорит:
— Поезжай в лес за жердями.
А сам думает: "В лесу волков много, они пастуха в клочья разорвут, не придется мне трястись, ожидаючи его щелчка".
Поехал пастух в лес, привязал лошадь к дереву, стал выбирать елочки и рубить их. Вскоре вернулся к саням — видит, волки лошадь уж доедают. Тогда он щелк-щелк волков по лбам, всех перебил, одного только в живых оставил. Нагрузил воз жердей, взвалил на жерди убитых волков, запряг живого и поехал домой.
— Привез и волков, и жерди, — сказал он хозяину.
Хозяин не на шутку встревожился, стал думать, как разделаться с таким силачом. И решил послать пастуха на заколдованную мельницу. "Черти его там замучают". Приказал ему насыпать мешок песку и намолоть из него муки.
Поехал пастух на мельницу, надавал щелчков чертям, и они вместо песка насыпали ему муки. Взвалил он мешки на телегу и поехал. А черти задумали отплатить пастуху и подослали к нему чертенка, чтобы ось поломал.
Едет-едет пастух, только трах! — ось переломилась. Он сразу смекнул, что это проделки чертей, вернулся на мельницу и начал всем чертям подряд щелчки давать. Те со страху только вертятся да пищат. Перещелкал всех чертей, схватил чертенка, заставил его в ступицу влезть, сломанную ось держать. Вернулся домой пастух и пошел хозяина спросить, куда девать муку. Хозяин ему и говорит:
— Сыпь под забор. — Он-то думал, что пастух тот же песок привез, а как увидал муку, насмерть перепугался.
— Надо как-нибудь отвязаться от этого пастуха, — говорит он жене. — Вот мы что сделаем: утром я лягу на лавку, притворюсь мертвым, а ты ему скажи: "Так, мол, и так, раз хозяин помер, придется тебя отпустить", — и заплати, сколько он захочет.
Жена согласилась. На другой день она со слезами говорит пастуху:
— Вот что, паренек, хозяин-то помер, придется тебя отпустить. Говори, сколько возьмешь за отработанный срок, я расплачусь.
Поглядел пастух на хозяйку, догадался, что это подвох, и ответил:
— От твоей милости ничего мне не надо. Я с самим хозяином разочтусь.
Сказал это, вошел в горницу, где лежал обряженный хозяин, да и нацелился щелкнуть его. Хозяин как вскочит с лавки, да как примется упрашивать:
— Пожалей меня, добрый человек! Бери, что только захочешь…
Пастух и пожалел хозяина — отказался от щелчка. Тогда хозяин нагрузил полон воз всякого добра и отвез пастуха в его избушку.