Сказка Ворона

5 минут на чтение

Жил да был старик. Поехал он в гости со старухой. Сели рядом, стали говорить ладом. Ехали-ехали — ногами по дороге. Хлобыстнул старик кобылу бичом треузлым, и уехали ночью верст на пять-шесть, оглянулись — тут и есть, еще и с места не подались! Дорога худая, гора крутая, телега немазаная!

Ехали-ехали, до бору доехали. В бору стоят семь берез, восьмая — сосна виловата. На той сосне виловатой кукушечка-горюшечка гнездо свила и детей вывела. Откуда ни взялась скоробогатая птица, погумённая сова — серы бока, голубые глаза, суконный воротник, нос крючком, глаза — по ложке, как у сердитой кошки. Гнездо разорила, детей погубила и в землю схоронила.

Пошла кукушечка, пошла горюшечка к зую праведному. Зуй праведный по песочку гуляет, чулочки обувает, сыромятные коты. Наряжает синичку-рассылочку, воробушка-десятника к царю-лебедю, к гусю-губернатору, к павлину-архиерею, к коршуну-исправнику, к грачу-становому, к ястребу-уряднику, к тетереву-старосте.

Собрались все чиновники и начальники: царь-лебедь, гусь-губернатор, павлин-архиерей, коршун-исправник, грач-становой, ястреб-урядник, тетерев-староста, синичка-рассылочка, воробей-десятник и из уездного суда тайная полиция: сыч и сова, орел и скопа.

— Что есть на белом свете за скоробогатая птица, погумённая сова — серы бока, голубые глаза, суконный воротник?

И догадались, что ворона. И присудили ворону наказать: привязали ко грядке ногами и начали сечь по мягким местам. И ворона взмолилась:

— Кар-каратaите, мое тело таратаите, никаких вы свидетелей не опрашиваете!

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель воробей.

— Знаем мы твоего воробья — ябедника, клеветника и потакoвщика. Крестьянин поставит нову избу — воробей прилетит, дыр навертит; крестьянин избу топит, тепло в избу пропускает, а воробей на улицу выпускает!..

Неправильного свидетеля сказала ворона, и наказывают ворону пуще того. И ворона взмолилась:

— Кар-каратаите, мое тело таратаите, никаких вы свидетелей не опрашиваете!

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель жoлна!

— Знаем мы твою жолну — ябедницу, клеветницу и потаковщицу! Стоит в лесу липа, годится на иконостас. Жолна прилетит, дыр навертит, дождь пошел, липа и сгнила — не годится на иконостас; после того и лопаты из нее не сделать!

Неправильного свидетеля назвала ворона, и пуще того ее стегают. Опять ворона взмолилась:

— Кар-каратаите, мое тело таратаите, никаких вы свидетелей не опрашиваете!

— Кто у тебя есть свидетель?

— У меня есть свидетель последний — дятел!

— Знаем мы твоего дятла — ябедника, клеветника и потаковщика! Крестьянин загородил новый огород, а дятел прилетел, жердь передолбил, и две передолбил, и три передолбил; дождь пошел, огород размылся и развалился!

И ворону наказали, от грядки отвязали. Ворона крылышки разбросала, лапочки раскидала:

— Из-за кукушечки, из-за горюшечки, из-за ябедницы я, ворона-праведница, пострадала! Ничем крестьянина не обижаю: поутру рано на гумно вылетаю, крылышками разметаю, лапочками разгребаю — тем себе и пищу добываю! Она, кукушечка, она, горюшечка, она, ябедница, она, клеветница! Крестьянин нажнет один суслон, кукушечка прилетит и тот сдолбит! Больше того под ноги спустит!..

И выслушали воронины слова. И ворону подхватили, на красный стул посадили. А кукушечку-горюшечку, в наказание ей, в темный лес отправили на тридцать лет, а поглянется  — живи хоть весь век!

И теперь кукушка в лесу проживает и гнезда не знает!



Второй вариант сказки "Ворона"

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.

Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.
— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!

И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:
— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!

Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.

Вот и прилетели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.

И стал орел ворону допрашивать:
— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!
— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!
— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копна сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!

Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!



Краткое содержание сказки "Ворона"

Ехали старик со старухой по дороге, доехали до бору. Там стояло семь берез и одна сосна. На сосне кукушка свила гнездо и вывела детей. Прилетела птица с голубыми глазами, серыми боками, нос крючком - разорила гнездо, детей кукушкиных погубила.

Пошла кукушку к зую, собрался птичий суд, стали искать виновника. Перебирали всех птиц и добрались до вороны. А ворона стала оправдываться, защищаться, кукушку оклеветала, и приняли птицы неправильное решение. Наказали вместо вороны кукушку. Отправили ее в темный лес на тридцать лет.

Теперь кукушка живет в лесу, а гнезда не вьёт.



Главная мысль сказки "Ворона"

Из-за неправильного суда, порой могут быть наказаны невиновные. Эта сказка учит людей тщательнее изучать все факты и доказательства, чтобы принимать верные решения.



Блок коротких вопросов

1. Почему судьи поверили вороне, а не кукушке?

2. Куда ехал старик со старухой в начале сказки?

3. Сколько птиц принимало участие в суде?


Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Молодая ворона     Молодая ворона ходила по берегу реки, разыскивала себе среди камешков пропитание.     Ничего хорошего ей не попадалось — одни дохлые, высохшие рачки да рыбки.     Вдруг видит: на песке у самой воды лежит крупная двустворчатая раковина-безз...
Летела ворона по-над морем, смотрит: рак ползет — хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:
Выдолбил дятел в осине дупло, сделал гнездо и вывел деток — трёх дятликов.     Растут маленькие, и радуется дятел. "Выращу,— думает,— деток — будет мне в старости помощь".     Но недаром говорится: "Кабы у дятла да не длинный носок, никто б его не ...
Как у нашего Мирона, На носу сидит ворона. А на дереве ерши, Строят гнёзда из лапши, Сел баран на пароход, И поехал в огород. В огороде—то на грядке, Вырастают шоколадки. А у наших у ворот, Чудо—дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо   Расчудесное! Не лис...
Слушай сказку подводного мира — сказку о трёх чудесах. Но хоть она и сказка, она в то же время и правда. Тут уж ничего не поделаешь: ведь в подводном мире всё не так, как у нас на земле. И сказка там — правда.     Вместо лёгкого воздуха там вода. Небо там пло...
Пришла старуха и стала сказывать про деревенское раздолье: про ключи студеные, про луга зеленые, про леса дремучие, про хлебы хлебистые да про ярицу яристую. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.     Жил-был в селе мужичок, крестьянин исправный, и ...