Как пробудить желание учиться у детей?
В наши дни школьные педагоги и психологи подтверждают, что дети испытывают отвращение к учёбе и школе чуть ли не с первых же классов. Также они говорят, что сформированная внутренняя мотивация к учёбе у детей важнее их интеллекта.
Если же младшеклассника мотивировать на учёбу не слишком трудно, то подростка убедить учиться уже почти нереально, так как у учащихся основного звена другая ведущая деятельность.
Правила мотивации детей к учёбе
Ни в коем случае нельзя давить на детей и заставлять их учиться. Принуждение и деятельность из-под палки ни к чему не приводит, а только ломает детскую психику. А при решении проблем нужно, в первую очередь, выявлять их причины, а не устранять следствия, опасаясь последствий.
Виды учебной мотивации
Мотивация существует внутренняя и внешняя.
Младшеклассникам присуще внешняя мотивация: новый портфель, учебники, тетради и пенал с яркими красочными картинками. И это его стимулирует активно работать на уроках в школе, вовремя и без боя садиться за уроки дома, получать хорошие оценки и похвальные записи в дневнике и классном журнале, радуя, тем самым, учителя и родителей своими успехами в учёбе.
Вместе с тем, внешняя мотивация должна быть грамотной и не сводиться только к тому, что без образования не поступить ни в один вуз и ссуз, идти только в дворники и бандиты, и не получить хорошую работу.
Похвала за правильные вещи и действия тоже вполне допустимый способ внешней мотивации.
Мотивировать подростка к учёбе сложнее, потому что к переходу в классы среднего звена программа усложняется и меняется ведущая деятельность.
Если у дошкольников ведущей деятельностью является игра, у младшеклассников учёба, то у подростков ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Задача взрослых в этом возрасте быть друзьями своим детям.
Учитель и школа тоже не могут оставаться в стороне от интересной подачи материала. Но, к сожалению, в связи с ограничениями во времени и новыми школьными стандартами преподать каждый урок интересно не всегда получается. А монотонные действия, например, вставить пропущенные буквы или недостающие слова много раз, станут скучными людям любого возраста, которые постигают науки.
Причины сниженной мотивации к учёбе у школьников:
- Чересчур лёгкая или, наоборот, сложная школьная программа.
- Разные характеры педагогов и методики преподавания.
- Отсутствие интересной подачи материала к уроку.
- Слишком тяжёлый вес портфеля или ранца школьника.
Согласно Санпину, вес портфеля школьника должен быть не выше десяти процентов от веса самого ученика. Но, к сожалению, в реальности этот закон крайне редко соблюдается. Как бы банально и глупо это ни звучало, но слишком тяжёлая ноша тоже может быть причиной сниженной мотивации к учёбе или вообще её отсутствия у детей.
- Домашний «разбор полётов» из-за оценок и промахов школьника.
- Семейные отношения, разные подходы к воспитанию и обучению детей и эмоциональная сфера в семье.
- Неспособность ответить на вопрос «а почему не хочется», отсутствие разговоров о чувствах и эмоциях.
- Суровое отношение к школьным оценкам детей.
- Гиперактивность, медлительность и неусидчивость детей ввиду их темперамента.
- Недоверие к детям и постоянный контроль за ними.
- Отрицательное или нестабильное эмоциональное состояние у детей.
- Постоянное принуждение детей к учёбе.
Приоритеты и ведущая деятельность школьников на каждой ступени обучения
Младшеклассники
Как правило, младшие школьники обладают повышенной мотивацией. Но её формированию должна предшествовать произвольность и навык действовать по правилам.
Вышеперечисленные умения закладываются ещё в дошкольном возрасте на примере игр и занимательных развивающих заданий.
Поэтому для грамотной мотивации к учёбе младшеклассника нужно сделать следующее:
- Провести беседу, что скоро многое в его жизни поменяется, что помимо прав появятся ещё и обязанности, которые нужно качественно выполнять, и от которых нельзя увиливать;
- По возможности, обеспечить для будущего школьника рабочую зону в его детской комнате для выполнения домашнего задания.
- Разработать режим дня для будущего школьника.
- Выделить время на отдых между школьными и домашними уроками, но не стоит забывать, что рекомендуемое время выполнения уроков дома с трёх часов дня и до шести часов вечера.
- Приучить будущего школьника самостоятельно, с вечера собирать портфель во избежание новых порицаний учителя об опозданиях и замечаний в дневнике из-за забытых принадлежностей к предметам.
Подростки.
Если младшеклассников ещё легко убедить учиться, покупая вместе с ним школьные принадлежности, то с подростками этот «номер» почти не действует, потому что наступает кризисная точка и сменяется ведущий вид деятельности.
У подростков таким видом деятельности является общение со сверстниками и, как правило, ученикам классов среднего звена становится почти «не до школы».
Также помимо общения со сверстниками есть ещё и информационные технологии, так называемые «пожиратели и похитители времени», которые как помогают, так и мешают учиться подросткам. Заставлять подростка учиться насильно и предлагать ему поощрения за хорошую учёбу ни в коем случае нельзя, потому что учёба из-под палки убивает все остатки мотивации, а вознаграждения, особенно материальные, воспитывают в «отроческом» возрасте корыстного человека, который согласен что-либо делать только на возмездной основе.
Причины нежелания учиться у подростков:
- Пробелы в знаниях и непонимание ими школьных предметов;
- Конфликты с учителями и одноклассниками;
Старшеклассники
К этому возрасту к школьникам уже обычно приходит внутренняя учебная мотивация и осознанное, а не «притянутое за уши» постижение наук.
Однако и среди учащихся в классах старшего звена тоже есть немотивированные «оболтусы». Взрослым, которые воспитывают старшеклассников, можно мотивировать их учиться тем, что они смогут бесплатно учиться в вузах и ссузах, устроиться на работу мечты, демонстрируя всё на личном примере.
Также старшеклассников можно водить в центры занятости, биржи труда и курсы по самоопределению и выбору профессии, чтобы без малого выпускник общеобразовательной школы мог сделать правильный и осознанный выбор дальнейшей жизни.
Как взрослым научить детей учиться?
Дети всегда и в любом возрасте являются зеркалом родителей. А родители являются как созидателями, так и разрушителями детской мотивации.
Если, например, детей из-под палки заставляют читать и наказывают их чтением книг за плохие оценки и непослушание, а сами почти не берут книг в руки, то отпрыски точно не полюбят читать и учиться, потому что и то, и другое взаимосвязано.
Любая новая книга и процесс самого чтения должны доставлять удовольствие. Можно наказать ребёнка за непослушание и плохие оценки вследствие его расхлябанности, например, запретом на компьютер и телевизор после выполнения домашнего задания и сборов в школу, но, ни в коем случае, ни книгами и чтением.
Сохраняйте спокойствие в отношениях с ребёнком, не вгоняя его в постоянный стресс. Если школьный стресс детей взрослые не всегда могут контролировать, то дома от него их необходимо избавить. Дети рождаются «белыми листами», а какими они вырастают зависят от того, какие «записи» взрослые «вносят» в эти «листы».
Важно поддерживать увлечения детей, если они не вредят жизни, здоровью и безопасности их самих и окружающих.
Как детям втянуться в учёбу после трёхмесячных летних каникул?
- Обязательно наличие режима дня, который будет оптимальным для всех категорий школьного возраста.
- Контролируйте отдых ребёнка, не допускайте, чтобы он весь вечер или выходной день после выполнения домашнего задания и сборов в школу проводил за компьютером и у телевизора, а больше времени гулял на улице и полноценно спал ночью.