Как мотивировать детей учиться?

5 минут на чтение

Как пробудить желание учиться у детей?


В наши дни школьные педагоги и психологи подтверждают, что дети испытывают отвращение к учёбе и школе чуть ли не с первых же классов. Также они говорят, что сформированная внутренняя мотивация к учёбе у детей важнее их интеллекта.


Если же младшеклассника мотивировать на учёбу не слишком трудно, то подростка убедить учиться уже почти нереально, так как у учащихся основного звена другая ведущая деятельность.

Правила мотивации детей к учёбе


Ни в коем случае нельзя давить на детей и заставлять их учиться. Принуждение и деятельность из-под палки ни к чему не приводит, а только ломает детскую психику. А при решении проблем нужно, в первую очередь, выявлять их причины, а не устранять следствия, опасаясь последствий. Вы также можете прочитать подробнее здесь https://www.isbaby.ru/kak-zastavit-rebenka-uchitsya/ как можно заставить ребенка учиться хорошо.


Виды учебной мотивации


Мотивация существует внутренняя и внешняя.


Младшеклассникам присуще внешняя мотивация: новый портфель, учебники, тетради и пенал с яркими красочными картинками. И это его стимулирует активно работать на уроках в школе, вовремя и без боя садиться за уроки дома, получать хорошие оценки и похвальные записи в дневнике и классном журнале, радуя, тем самым, учителя и родителей своими успехами в учёбе.


Вместе с тем, внешняя мотивация должна быть грамотной и не сводиться только к тому, что без образования не поступить ни в один вуз и ссуз, идти только в дворники и бандиты, и не получить хорошую работу.

Похвала за правильные вещи и действия тоже вполне допустимый способ внешней мотивации.


Мотивировать подростка к учёбе сложнее, потому что к переходу в классы среднего звена программа усложняется и меняется ведущая деятельность.

Если у дошкольников ведущей деятельностью является игра, у младшеклассников учёба, то у подростков ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Задача взрослых в этом возрасте быть друзьями своим детям.


Учитель и школа тоже не могут оставаться в стороне от интересной подачи материала. Но, к сожалению, в связи с ограничениями во времени и новыми школьными стандартами преподать каждый урок интересно не всегда получается. А монотонные действия, например, вставить пропущенные буквы или недостающие слова много раз, станут скучными людям любого возраста, которые постигают науки.


Причины сниженной мотивации к учёбе у школьников:

  • Чересчур лёгкая или, наоборот, сложная школьная программа.
  • Разные характеры педагогов и методики преподавания.
  • Отсутствие интересной подачи материала к уроку.
  • Слишком тяжёлый вес портфеля или ранца школьника.


Согласно Санпину, вес портфеля школьника должен быть не выше десяти процентов от веса самого ученика. Но, к сожалению, в реальности этот закон крайне редко соблюдается. Как бы банально и глупо это ни звучало, но слишком тяжёлая ноша тоже может быть причиной сниженной мотивации к учёбе или вообще её отсутствия у детей.


  • Домашний «разбор полётов» из-за оценок и промахов школьника.
  • Семейные отношения, разные подходы к воспитанию и обучению детей и эмоциональная сфера в семье.
  • Неспособность ответить на вопрос «а почему не хочется», отсутствие разговоров о чувствах и эмоциях.
  • Суровое отношение к школьным оценкам детей.
  • Гиперактивность, медлительность и неусидчивость детей ввиду их темперамента.
  • Недоверие к детям и постоянный контроль за ними.
  • Отрицательное или нестабильное эмоциональное состояние у детей.
  • Постоянное принуждение детей к учёбе.


Приоритеты и ведущая деятельность школьников на каждой ступени обучения


Младшеклассники


Как правило, младшие школьники обладают повышенной мотивацией. Но её формированию должна предшествовать произвольность и навык действовать по правилам.


Вышеперечисленные умения закладываются ещё в дошкольном возрасте на примере игр и занимательных развивающих заданий.


Поэтому для грамотной мотивации к учёбе младшеклассника нужно сделать следующее:

  • Провести беседу, что скоро многое в его жизни поменяется, что помимо прав появятся ещё и обязанности, которые нужно качественно выполнять, и от которых нельзя увиливать;
  • По возможности, обеспечить для будущего школьника рабочую зону в его детской комнате для выполнения домашнего задания.
  • Разработать режим дня для будущего школьника.
  • Выделить время на отдых между школьными и домашними уроками, но не стоит забывать, что рекомендуемое время выполнения уроков дома с трёх часов дня и до шести часов вечера.
  • Приучить будущего школьника самостоятельно, с вечера собирать портфель во избежание новых порицаний учителя об опозданиях и замечаний в дневнике из-за забытых принадлежностей к предметам.


Подростки.


Если младшеклассников ещё легко убедить учиться, покупая вместе с ним школьные принадлежности, то с подростками этот «номер» почти не действует, потому что наступает кризисная точка и сменяется ведущий вид деятельности.


У подростков таким видом деятельности является общение со сверстниками и, как правило, ученикам классов среднего звена становится почти «не до школы».


Также помимо общения со сверстниками есть ещё и информационные технологии, так называемые «пожиратели и похитители времени», которые как помогают, так и мешают учиться подросткам. Заставлять подростка учиться насильно и предлагать ему поощрения за хорошую учёбу ни в коем случае нельзя, потому что учёба из-под палки убивает все остатки мотивации, а вознаграждения, особенно материальные, воспитывают в «отроческом» возрасте корыстного человека, который согласен что-либо делать только на возмездной основе.


Причины нежелания учиться у подростков:

  • Пробелы в знаниях и непонимание ими школьных предметов;
  • Конфликты с учителями и одноклассниками;


Старшеклассники


К этому возрасту к школьникам уже обычно приходит внутренняя учебная мотивация и осознанное, а не «притянутое за уши» постижение наук.


Однако и среди учащихся в классах старшего звена тоже есть немотивированные «оболтусы». Взрослым, которые воспитывают старшеклассников, можно мотивировать их учиться тем, что они смогут бесплатно учиться в вузах и ссузах, устроиться на работу мечты, демонстрируя всё на личном примере.


Также старшеклассников можно водить в центры занятости, биржи труда и курсы по самоопределению и выбору профессии, чтобы без малого выпускник общеобразовательной школы мог сделать правильный и осознанный выбор дальнейшей жизни.


Как взрослым научить детей учиться?


Дети всегда и в любом возрасте являются зеркалом родителей. А родители являются как созидателями, так и разрушителями детской мотивации.


Если, например, детей из-под палки заставляют читать и наказывают их чтением книг за плохие оценки и непослушание, а сами почти не берут книг в руки, то отпрыски точно не полюбят читать и учиться, потому что и то, и другое взаимосвязано.


Любая новая книга и процесс самого чтения должны доставлять удовольствие. Можно наказать ребёнка за непослушание и плохие оценки вследствие его расхлябанности, например, запретом на компьютер и телевизор после выполнения домашнего задания и сборов в школу, но, ни в коем случае, ни книгами и чтением.


Сохраняйте спокойствие в отношениях с ребёнком, не вгоняя его в постоянный стресс. Если школьный стресс детей взрослые не всегда могут контролировать, то дома от него их необходимо избавить. Дети рождаются «белыми листами», а какими они вырастают зависят от того, какие «записи» взрослые «вносят» в эти «листы».


Важно поддерживать увлечения детей, если они не вредят жизни, здоровью и безопасности их самих и окружающих.


Как детям втянуться в учёбу после трёхмесячных летних каникул?

  1. Обязательно наличие режима дня, который будет оптимальным для всех категорий школьного возраста.
  2. Контролируйте отдых ребёнка, не допускайте, чтобы он весь вечер или выходной день после выполнения домашнего задания и сборов в школу проводил за компьютером и у телевизора, а больше времени гулял на улице и полноценно спал ночью.
Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Комментарии:

Нет комментариев

Похожие записи:

Мы как только узнали, что наши небывалые герои в космосе называют друг друга Сокол и Беркут, так сразу порешили, что я теперь буду Беркут, а Мишка — Сокол. Потому что все равно мы будем учиться на космонавтов, а Сокол и Беркут такие красивые имена! И еще мы ре...
Когда я был маленький, мы каждый день учились, только по воскресеньям и по праздникам ходили гулять и играли с братьями. Один раз батюшка сказал:  — Надо старшим детям учиться ездить верхом. Послать их в манеж.     Я был меньше всех братьев и спросил:  — А ...
Было у отца двое сыновей. Старший был умен и толков, все у него ладилось, а младший был дурень: ничего как следует не понимал и к ученью был неспособен; посмотрят на него люди, бывало, и скажут: — С этим придется отцу немало еще повозиться!     Если надо был...
Жили когда-то старик и старуха. У них детей долго не было. Горевали они, думали, что так бездетными и умрут. И вдруг родился у них сын. Прожил он один день и стал как годовалый ребёнок. Прожил два дня - стал как двухгодовалый. Прожил двенадцать дней — стал буд...
Жила-была старая коза. Было у ней семеро козлят, и она их так любила, как может любить своих детей только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести; вот созвала она всех своих семерых деток и говорит: — Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите ...
Жила когда-то одна женщина, и был у нее сынок, такой маленький, что все его называли Джиртданом-Малышом.     Мал ростом Джиртдан, а во всем отцу и матери старается помочь.     Увидел он однажды, что соседские дети собираются в лес за хворостом. Пришел к матери...